В современной педагогике существуют многочисленные классификации
методов обучения. Остановимся на тех, в основе которых трактуется роль
обучающегося
в процессе обучения. В ней выделяют три
метода: пассивный, активный и интерактивный.
Под
здоровье сберегающими технологиями следует понимать систему мер по
охране и
укреплению здоровья учащихся, охватывающую важнейшие характеристики
образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на
здоровье. В
современных условиях эта проблема чрезвычайно остра в связи с резким
снижением
процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии,
имеющих
хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения –
гиподинамия,
нарушение экологии, питания, общее состояние социальной среды.
Внедрение ИКТ в учебную деятельность – это повышение познавательного
интереса, этот ресурс необходимо использовать для активизации
познавательной деятельности школьников. В век новых технологий важно
научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в
практической деятельности разнообразную полезную информацию.
Задача развития у школьников начальной
школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками
чрезвычайно важна. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью,
сразу
после поступления в школу. В центре внимания должно стоять воспитание у
детей
доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их,
готовности к
обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.Групповые формы работы способствуют всему вышесказанному.
В современных условиях
стремительного развития окружающей жизни перед учителем стоит задача
систематически пополнять свои знания для того, чтобы проводить уроки
разнообразно и увлекательно. Особенно интересными для школьников
являются
интегрированные уроки. Для того, чтобы поддержать в течение всего урока
внимание детей, нужна организация активной и интересной мыслительной
деятельности. Вспомним наиболее распространенные типы нетрадиционных интегрированных
уроков.
Использование этой
технологии помогает в повышении
познавательного интереса учащихся, развивает их читательскую культуру,
помогает
развитию культуры общения на уроке в ходе выполнения совместного
задания. Эта
технология позволяет вовлечь школьников в активный мыслительный процесс.
Критическое мышление – это
один из видов интеллектуальной
деятельности человека. В процессе этой технологии формируется новый
стиль
мышления, для которого характерны гибкость, открытость, рефлексивность,
альтернативность принимаемых решений.
Современный ребенок окружен огромным количеством средств массовой
коммуникации. Младшие
школьники часто остаются наедине с различными медиа. Школа чаще всего не
воспитывает культуру взаимодействия со средствами массовой коммуникации.
Медиаобразование помогает лучше подготовить детей к пониманию роли
печати,
радио, телевидения, кино и т.п. в жизни современного общества. В школе
необходимо сформировать критическое отношение к медиапродукции,
познакомить с
языком аудиовизуальных средств, учить разбираться в качестве подаваемой
массовой информации. Представления о функционированииироли
средств массовой информации в окружающей жизни является уникальным
средством
развития самого ребенка.
Ученическое проектирование
становится популярной формой организации учебной, познавательной и
творческой
активности младших школьников. Метод проектов – это
совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск и
решение
проблемы, в основе которой лежит развитие познавательных навыков
учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве.
Самые
ранние проекты – это обычно коллекционирование различных иллюстраций и
слов к
ним, которые могут использоваться на уроках как словарь, как материал
для
развития речи и обогащения кругозора учащихся. Эти
проекты доступны для первоклассников в более простом виде и с
усложнением в
других начальных классах. К ранним проектам относятся и еще несколько видов проектов. Об этом читай далее.
При подборе темы проекта важно ориентироваться с первую очередь на желание ребенка. Задача педагога помочь сформулировать тему и поставить задачи и цели проекта, а также выстроить план действий по реализации проекта. Очень часто дети не могут сами придумать тему, а работать над проектом хотят. Здесь может помочь моя подборка примерных тем проектов и исследований.
При работе над проектом и исследованием у школьника развиваются следующие академические компетенции: исследовательские, речевые, мыслительные, ценностно-смысловые, презентационные, менеджерские и общекультурные. Об этом далее более подробно.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают человеку максимально раскрыть свой потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче и интереснее. Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы учителя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь и учебник. Сегодня эти предметы предстают в новом виде - это интерактивная доска. компьютер и проектор.