Метод проектов
– это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск
и
решение проблемы, в основе которой лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в
информационном пространстве. Проектная и исследовательская деятельности
дают
возможность формировать на их основе учебно-познавательную работу
младших
школьников. Ученическое проектирование – система работы над проектом для
достижения намеченного результата в виде определенного предмета.
Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий
от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую
самодеятельность, с
его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого,
позволяющий
сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это
технология,
обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать
этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Структура
работы над
проектом имеет четко разграниченные фазы, по
которым как по ступенькам школьник вместе с учителем поднимается от
идеи к результату. Возможна
классификация проектов по: тематическим областям; масштабам
деятельности;
срокам реализации; количеству исполнителей; важности результатов. Но
независимо
от типа проекта все они: в определенной степени неповторимы и уникальны;
направлены на достижение конкретных целей; ограничены во времени.
Ученическое
проектирование становится популярной формой организации учебной,
познавательной
и творческой активности младших школьников. Приобщая учащихся к
проектированию,
можно сформировать и развить академические компетенции.
Возможные результаты проектной
деятельности:
- проект-наблюдение,
- проект-рассказ,
- фантастическая
история,
- рассказ-песня,
- музыкальный рассказ,
- изготовление
открыток, закладок, игрушек,
сувениров,
- проект
игр,
- экологический проект,
- сервисный
проект,
- рисованный фильм,
- проект-дело,
- слайд-фильм,
- мультимедийная
презентация,
- реклама,
- буклет,
- проект-книга,
- альбом,
- гербарий,
- журнал,
- книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- музыкальная подборка,
- наглядные
пособия,
- плакат,
- план,
- реферат,
- серия
иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- чертеж,
- экскурсия,
- карта,
- макет.
- Проект должен
сопровождаться теоретическим материалом,
схемами, чертежами, рисунками, образцами, оригинальным рассказом.
Построение работы над проектом
- Проблема, на решение которой направлен
проект.
1)
Почему этот проект необходим?
2)
Какую проблему он будет решать?
3)
Как школьники будут привлечены к участию в
проекте?
- Общая цель проекта, задачи.
1)
Цель – это то, что желаете получить в
результате.
2)
Задачи – это конкретная часть цели, которую
предстоит
реализовать, это действия, чтобы достичь цели проекта.
- Предполагаемые результаты проекта.
1)
Подробно опишите, что
будет получено?
2)
Кому это будет полезно?
3)
Какой будет ваша выгода от участия в этом
проекте?
- Деятельность в рамках проекта.
1)
Что нужно делать, чтобы достичь описанных
результатов и
решить проблему?
2)
Какие конкретные действия нужно выполнить
для решения
проблемы?
3)
Какие ресурсы будут использованы?
4)
Что будет происходить в рамках данного
проекта?
- Выводы при выполнении проекта.
1)
От чего может зависеть результат проекта?
2)
Как результаты данного проекта могут быть
использованы
другими?
3)
Укажите возможные риски, которые могут
повлиять на
проект?
|