Современный ребенок окружен огромным количеством средств массовой
коммуникации. Младшие
школьники часто остаются наедине с различными медиа. Школа чаще всего не
воспитывает культуру взаимодействия со средствами массовой коммуникации.
Медиаобразование помогает лучше подготовить детей к пониманию роли
печати,
радио, телевидения, кино и т.п. в жизни современного общества. В школе
необходимо сформировать критическое отношение к медиапродукции,
познакомить с
языком аудиовизуальных средств, учить разбираться в качестве подаваемой
массовой информации. Представления о функционированииироли
средств массовой информации в окружающей жизни является уникальным
средством
развития самого ребенка.
Все
эти
средства ежедневно присутствуют в жизни ребенка, оказывают большое
влияние на
формирование его представлений о мире, развивают его нравственно и
эстетически.
Многие медиа по силе своего воздействия составляют конкуренцию самой
школе,
являясь источником знаний, формируя взгляды и интересы учащихся. Поэтому
на
занятиях с младшими школьниками важно использовать возможности средств
массовой
коммуникации для развития и воспитания правильной культуры понимания.
Медиаобразование помогает лучше подготовить учащихся к пониманию роли и
места
кино, телевидения, видео в жизни общества, сформировать критическое
отношение к
медиапродукции, познакомить с языком различных аудиовизуальных средств.
Работа
с
фотографией для младших школьников может быть интереснойи увлекательной. Показывая детям фотографии
разных видов, нужно учить их внимательно рассматривать, понимать смысл,
уметь
рассказывать о них. Особый интерес у детей вызывает работа с семейными
фотографиями. Разглядывая семейные фотоальбомы, дети обращают внимание
на
необычный вид, цвет старинного фото, на одежду людей и окружающие
предметы. При
выполнении домашнего задания «Моя родословная» дети расспрашивают
родителей,
узнают многие интересные факты из истории своей семьи.Собранные
данные красиво оформляются с
помощью компьютера.
Современные
цифровые
фотоаппараты имеют автоматические настройки для фото и видео, поэтому
доступны для использования дажедетьми.
Из отдельных кадров очень легко создать электронный фотоальбом. Из
отдельных
видеосюжетов можно легко и быстро создатьфильм о школьной жизни, съемки инсценировок, кукольных
представлений и
др. Сочинение сценариев, экранизация собственных сказок, физкультминуток
дает
возможность детям попробовать свои силы в литературном и экранном
творчестве.
Медиаобразование
способствует:
1)художественному развитию детей;
2)совершенствованию их эмоциональной сферы;
3)происходит развитие различных форм мышления
(образного,ассоциативного,
творческого, логического);
4)совершенствуются коммуникативные качества и
навыки
устной речи.
Все это отвечает требованиям современного
образования по использованию новых технологий. В своей работе широко
используювозможности компьютера на
уроках, во внеклассной работе, при подготовке исследовательских работ,
на
спецкурсах и индивидуальных занятиях. С этой целью с учащимися
проводятся
специальные занятия по медиаобразованию на уроках литературного чтения,
музыки,
изобразительного искусства, окружающего мира и др. В процессе работы с
медиатекстом активизируются многие навыки и умения. Медиакультура
школьника –
это одна из сторон художественного,эмоционально-интеллектуального развития ребенка.
Работа с
медиатекстом предполагает следующие этапы:
1)восприятие
медиатекста
(фильма, телепередачи, фото, картины и др.);
анализ, обмен мнениями,
обсуждение;
2)вербальная
и
невербальная оценка (рисунок, сочинение, устное высказывание и т.п.),
выражение своего отношения;
3)творческая
деятельность
(собственное творчество).
Младшие школьники, в силу
своих возрастных особенностей,предпочтение отдают тем медиа, произведения которых носят
наглядно-образный характер. Исходя из этих соображений, готовлю
мультимедийные
презентации для уроков. В эти презентации ввожу иллюстрации, звук,
анимацию
слайдов, красочный текст и др. Такие слайды использую на многих уроках
на этапе
подачи нового материала, на повторении и закреплении, использую и
занимательный
материал для развития логического мышления.
Мультимедиа-презентация
оказывает воздействие, как на слуховой, так и на зрительный канал
поступления
информации, а исследования показывают, что человек запоминает 20%
услышанного и
30% увиденного, и более 50% информации, если видит и слышит
одновременно.
Компьютерные
технологии помогают учителю использовать в своей работе многие виды
средств
массовой коммуникации и привить детям культуру взаимодействия с
продуктамимедиа, которая помогает выбирать
достойные
образцы кино, мультфильмов и др. видов медиа.
Интересным
и полезным может быть использование медиа на интегрированных уроках.
Содержательным
получился медиапроект в 3 классе. Все учащиеся с интересом выполняли
задания,
эмоционально высказывали своё мнение, приводили факты и доказательства,
отстаивали или отказывались от своей точки зрения после детального
разбора
ситуаций в мультфильме. Рисование сюжетов, разбор последовательности
кадров,
составление текста титров, монтирование своего фильма и др. работа
принималась
детьми с интересом и желанием. После такой работы одна ученица захотела
узнать
больше сведений по мультипликации. Она подготовила
научно-исследовательский
проект «Анимация и мультипликация», выступила с ним на конференции
школьников
Туганского образовательного округа и заняла 3 место.