Понедельник, 23.12.2024, 19:18


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"| RSS

Приветствую Вас Гость

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход




Главная » Статьи » Педтехнологии

Развитие критического мышления через чтение и письмо

             Использование этой технологии помогает в повышении познавательного интереса учащихся, развивает их читательскую культуру, помогает развитию культуры общения на уроке в ходе выполнения совместного задания. Эта технология позволяет вовлечь школьников в активный мыслительный процесс.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека. В процессе этой технологии формируется новый стиль мышления, для которого характерны гибкость, открытость, рефлексивность, альтернативность принимаемых решений. Происходит формирование культуры чтения, умение ориентироваться в источниках информации.  Умение мыслить критически – это объективная оценка положительных и отрицательных сторон в изучаемом объекте. Коммуникативно-деятельностный принцип обучения предусматривает диалоговый и интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблемы, партнерские отношения учителя и учащихся.

Первый этап работы в данной технологии называется стадией вызова или иначе можно сказать – создание мотива к обучению. Но эта технология предполагает разнообразный набор приемов и методов для осуществления первого этапа работы. Здесь возможна индивидуальная, парная и групповая форма работы. В классе нередко основным источником информации становится учитель, он не только транслирует материал, но и анализирует и оценивает. Ученики воспринимают готовые знания. Но в режиме технологии РКМЧП у ученика на этой стадии возникают собственные цели и мотивы для изучения нового материала. Это является основным стимулом развития критического мышления. Во время чтения материала ученик делает пометки карандашом на полях, делает краткие записи в тетради для подтверждения какой-либо версии, записывает возникшие по ходу чтения вопросы. Особенно ценны вопросы, которые появляются у школьников. Для их формулировки на начальном этапе можно использовать ключевые слова: что?, почему?, каким образом?, чем вызвано? Со временем ученики научатся формулировать простые и сложные вопросы.

Вторая стадия называется осмысление содержания. Детальная проработка учебного материала осуществляется по материалу, выбранному учениками. Ученики со временем начинают читать более вдумчиво, внимательно слушают своих товарищей, задают разнообразные вопросы. Здесь возможно подключение дополнительных источников информации, самостоятельная домашняя работа.

На следующем уроке идет проверка знаний и умений по пройденному материалу. Это третья стадия технологии – стадия рефлексии. Она необходима для того, чтобы дети сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к имеющимся у них представлениям. На этом этапе целесообразно использовать сочетание индивидуальной, парной и групповой форм работы.

Цель обучения, развивающего критическое мышление,  состоит не только в усвоении результатов научного познания, а в большей степени в формировании пути получения результатов. Происходит также формирование познавательной деятельности ученика и развитие его мышления. Развивающая форма организации обучения состоит в направленном развитии творческого мышления с помощью вопросов: обсуждение по теме, возникшие вопросы, прогноз. Далее идет управляемое чтение учебного текста, возможен объяснение-диалог с помощью вопросов. Затем пост-чтение: обсуждение с целью выяснения личной позиции учащегося, его оценки для выяснения переживаемых состояний.


Категория: Педтехнологии | Добавил: Valentina (19.07.2010) | Автор: Валентина Павловна Андреева
Просмотров: 2311 | Теги: развитие критического мышления чере, педтехнологии, начальные классы, здравствуй - школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Внеучебная деятельность [3]
Педтехнологии [12]
Школа будущего первоклассника [0]
Общий раздел [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Статистика
Форма входа
Здравствуй, школа!
Сервисы
Видеокурс