Пояснительная записка
к развивающему курсу по ИКТ в начальной
школе «Media-Klass”
в соответствии с требованиями нового
образовательного стандарта
Внедрение
ИКТ в учебную деятельность – это повышение познавательного интереса, этот ресурс необходимо использовать для
активизации познавательной деятельности школьников. В век новых
технологий важно научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и
использовать в практической деятельности разнообразную полезную информацию.
Общение
наших детей со сверстниками всё чаще
виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен
посланиями по электронной почте ставят перед учителем задачу обучать детей
информационной культуре. Информация становится основой, для человека одним из самых
важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных
целях. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в
условиях информатизации и развития новых технологий. Все шире развиваются в
школах информационно-коммуникационные технологии.
В
начальной школе ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в
рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей,
событиях в классе в форме цифровых фотографий, видео- и аудиозаписей, грамотно
пользуясь камерой и микрофоном. Он фиксирует в цифровой форме воспоминания
родных, сканирует документы и фотографии из семейных архивов, размещает их на
цифровой ленте времени. Цифровые карты помогают учащемуся фиксировать маршруты
своих путешествий и «привязывать» к карте путевые записи.
Ученик
использует цифровые графические панели и
музыкальные клавиатуры для собственного изобразительного и музыкального
творчества. Свои графические и видео работы ученик редактирует, сопровождает
устными и письменными пояснениями, включает в свои презентации и гипермедиа сочинения,
размещает в информационной среде в Интернете.
Вводя
текст в компьютер, ученик свободно использует клавиатуру, редактор текста,
программы орфографического контроля. В своих выступлениях он использует заранее
подготовленные к экранному показу иллюстрации и тезисы, если нужно — микрофон. Создавая
сочинение, выполняя проект, ученик ищет необходимую ему информацию в Интернете,
обрабатывает найденные там тексты и иллюстрации. Ученик управляет с помощью
компьютера и сконструированных им программ и реальными моделями, которые сам
проектирует и собирает, и виртуальными объектами на экране компьютера.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в
учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон,
факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями
(аудио- видеозапись, электронная почта, средства массовой информации,
Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение
и передача.
Информационные
компетенции предполагают:
- владеть навыками работы с различными источниками информации:
книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями,
энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать
необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера,
телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса,
принтера, модема, копира;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные
технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Виды деятельности:
·
Учебное
сотрудничество (коллективно-распределительная учебная деятельность, в том числе,
коллективная дискуссия, групповая работа)
·
Индивидуальная
учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных
информационных источников)
·
Игровая
деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссерская игра, игра по
правилам)
·
Творческая и
проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование
замысла и реализация социально значимых инициатив и др.)
·
Исследовательская
деятельность
·
Трудовая
деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально
значимых трудовых акциях
·
Спортивная
деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами
спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях
Формы занятий:
·
Интегративные
занятия с использованием информационных и коммуникационных технологий.
·
Разные формы
организации занятий: клубная, студийная, секционная, кружковая, тренинговая и
др.
·
Проекты и
практики: исследовательские, проектные, игровые, экскурсионные, театральные,
тренинговые.
·
Работы учащихся –
домашние задания, мини-проекты, презентации, отчеты о наблюдениях и
экспериментах, различные словники, подборки информационных материалов, поздравительные
открытки, письма, иллюстрированные сочинения, плакаты, поделки др.
·
Портфолио ученика
- на бумажном или электронном носителе.
Предметные грамотности:
·
Языковая
грамотность – умение писать на
клавиатуре, использовать электронные словари, энциклопедии, говорящие словари.
·
Математическая
грамотность – умение понимать и
строить графики, таблицы, диаграммы, умение моделировать в виде текста,
рисунка, видеозаписи.
·
Грамотность в
окружающем мире – умение наблюдать,
фиксировать информацию об окружающем мире с использованием ИКТ (видеокамера,
фотоаппарат, диктофон).
·
Технологическая
грамотность – умение использовать
доступные информационные технологии, автоматизированный поиск в тексте,
файловой системе, базе данных, Интернете и других хранилищах информации,
создавать информационные объекты, с использованием средств ручного ввода
текста, графики, музыки, ссылок, мультимедиа и анимации, передавать информацию
по телекоммуникационным каналам и в личном выступлении с коммуникационной
поддержкой.
·
Визуальная и
художественная грамотность – умение
создавать, воспринимать и понимать визуальные сообщения – рисунки, планы,
карты, диаграммы, линии времени, генеалогические деревья.
·
Социально-гражданская
грамотность - умение следовать законам и правилам, не
нарушать их, адекватно реагировать на возникшие нарушения, в том числе – в
области работы с информацией – личной (относящейся к другим и себе), и той,
права на которую принадлежать другому, умение осознавать границы своей свободы
и прав другого человека, умение договариваться.
·
Духовно-нравственная
грамотность – умение воспринимать
важность устных и письменных текстов, объектов материальной культуры или мест
памяти, дат и праздников, имеющих ценность для народов России.
Полноценное освоение действий и систем
действий:
·
Инициативный
поиск и пробы средств, способов выполнения предлагаемых учителем заданий,
поиска дополнительной информации,
необходимой для выполнения заданий, в том числе – в открытом информационном
пространстве, сбора и наглядного представления данных по заданию
·
Выполнение работы
по образцу, задаваемому учителем, видео фрагментом, иллюстрированным печатным
текстом
·
Содержательное и бесконфликтное
участие в совместной работе с одноклассниками под руководством учителя, а также
в групповой работе
·
Самостоятельное
написание собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15
предложений), создание гипермедиа-объектов (монтаж видеофильма с музыкальным
сопровождением и комментариями, создание своего генеалогического дерева и
т.д.), устного высказывания, выступление с мультимедиа иллюстрациями, участие в
дискуссии.
·
Понимание устных
и письменных высказываний, понимание статичных и динамичных гипермедиа
сообщений (сайт, выступление и т.д.)
Информационная среда – система обновляемых информационных объектов, в том
числе цифровых документов, информационных источников и инструментов, служащая
для создания, хранения, ввода, а также организации, обработки, передачи и
получения информации об образовательном процессе и других процессах,
происходящих в ОУ, а также о ресурсах для них, и для их проектирования.
Ключевые компетентности – общие (универсальные) культурные способы действия,
способности, умения, наиболее важные и необходимые человеку для того, чтобы
понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни и
развиваться в условиях современного мира.
Проявление ключевых компетентностей:
·
Компетентность в
решении проблем – способность видеть, ставить и решать определенные типы
рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель
в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты,
выбирать адекватные методы и формы презентации результатов, оценивать свою
результативность, ставить задачи, относящиеся к своему развитию.
·
Информационно-коммуникационная
компетентность – способность решать задачи, возникающие в образовательном и
жизненном контексте с адекватным применением массовых ИКТ, использовать
средства ИКТ для создания неподвижных изображений и работы с ними, для создания
мультипликации, для ввода изображений в компьютер, сочетание их со звуком. Ритмизировать
простейшие тексты и переводить их в ноты, создавать и аранжировать мелодии в музыкальном
редакторе. Умение вести видео и аудио запись объектов и процессов. Вести поиск
информации с использованием простейших запросов в сети Интернет. Изменять и
создавать информационные объекты на компьютере. Осуществлять коммуникацию со
сверстниками и педагогами с использованием сети Интернет.
·
Компетентность
взаимодействия – способность ставить и решать определенные типы задач
социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия,
оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнеров,
выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия,
быть готовым к осмысленному изменению
собственного поведения.
·
Эстетико-технологическая
компетентность – способность действовать в окружающей среде в соответствии с
моделями и стереотипами поведения, которая в традиционном языке обозначается
словом «культура»: культура дома, культура труда, культура производства, организационная
культура, материальная культура.
·
Учебная
(образовательная) компетентность – способность самостоятельно присвоить содержание
нового средства действия на основе образца его исполнения.
|